Я логопед для неговорящих детей. И меня пугает, что этих детей становится очень много. И эти дети приходят очень поздно. Шестилетние и семилетние неговорящие дети! Их сверстники знают уже несколько тысяч слов, складывают их в длинные предложения, сочиняют истории, формулируют вопросы и умеют на вопросы отвечать. В чем беда? Я вижу проблему в отсутствии ранней диагностики. Родителям не хватает информации о том, как должна развиваться речь и на что нужно обращать внимание. На приеме у невролога часто не хватает времени на полноценную оценку речевого развития ребенка. Родители окружены мифами о том, что «мальчики поздно говорят – это норма», «вот у троюродной соседки моего кота племянник в 5 заговорил предложениями», «отстаньте от ребенка, когда надо будет, он заговорит» и рассказывают анекдот про соль. А потом становится поздно.
«Мы думали, у нас вундеркинд» - это реальная история. И она встречается чаще, чем вам кажется. Представьте себе двухлетку. Он активно использует планшет. Находит в нем мультики с цифрами и буквами, цветами, часто на английском. Запоминает это и повторяет. Родители счастливы – у них гений! Билингв!
А в чем проблема? А в том, что этот двухлетка не умеет просить. Не обращается к маме и папе. Не показывает кису. Он вне планшета даже играть не умеет. А буквы и цифры для него на самом деле ничего не значат. Он ведь не может сосчитать количество предметов, он просто как считалочку заучил одиндватри, или Абэвэгэдэ. Потренировал память, а не мышление.
У ребенка нет инициативы речи. Он не ходит за мамой и не просит пить, играть, читать ему книжку про динозавров. Очень удобный и замечательный малыш – кормят – ест. Поят-пьет. Игрушки не раскидывает. А если ребенок не вызывает сложностей, зачем вести его к врачу и задавать вопросы? Все же хорошо!
Я хочу еще раз расставить акценты: не надо ждать трех лет, чтобы увидеть проблему.
Понимание речи начинает активно развиваться с 7 до 10 месяцев. То есть ребенок в 10 месяцев должен пальцем показывать знакомые ему предметы, людей или животных (киса, стул, мяч, кровать и т.д.) по вашей просьбе.
Если у вашего ребенка в три месяца не было комплекса оживления ( не улыбается вам, не гулит АГУ), он вялый и не обращает на вас внимания – надо говорить врачу.
Если в 7-8 месяцев ребенок не лепечет слоговые ряды ( та-та-та, на-на-на, ма-ма-ма и др, до 4-5 слогов в цепочке может быть) – это повод обратиться к врачу.
Если в 1 год и 8 месяцев у вас не прибавляются новые слова, кроме мама, папа, баба – повод обратиться к врачу и к логопеду.
Если в 2,6 года нет предложений – это повод обратиться к врачу и к логопеду.
Также важный момент, ребенок в посте - это не педагогическая запущенность, это ребенок с тяжелым нарушением речи. Оно бы все равно было, просто планшет помешал заметить его вовремя и раньше начать коррекционную работу. Если ребенок в два года перассказывает наизусть Чуковского, которого ему по вечерам читает бабушка, а планшета он отродясь не видал, но при этом он не понимает простых инструкций, не обращается к вам, ничего не просит словами - это то же самое нарушение. Нужно снимать ребенка с пъедестала его гениальности и срочно вести к неврологу и к логопеду.
Помните, нормально развивающийся ребенок – это ребенок, который может к вам обратиться, позвать вас из другой комнаты, он просит у вас желаемое, хочет с вами играть. Он любопытный, ему все интересно. Он не должен в два года учить стихи, цифры и буквы, он должен катать машинки и смотреть на бабочек. А ближе к трем начать выносить вам душу своими задушевными рассказами о том, что ему срочно нужно пополнить коллекцию кукол, динозавров или поездов.
Иногда действительно бывает ситуация, когда ребенок поздно заговорил предложениями. Но при этом в три месяца у него было гуление, в 7-8 месяцев лепет, по возрасту развивалось понимание речи, такой ребенок умеет играть с игрушками, пробует как-то нарисовать домик или солнышко. То есть у него ВСЕ процессы сформированы, только запаздывает речь.
Нарушение речи это очень плохо. У ребенка без первичных поражений интеллекта, который не умеет и не учится говорить, интеллект не развивается. Появляется вторичное нарушение интеллектуальной сферы, дети попадают в категорию «умственная отсталость». Чего не произошло бы, если бы речью занялись вовремя. Простите, накипело.
Я есть здесь. https://vk.com/logo_svetlana
В группе или под этим постом можно задавать вопросы.